(0.184369)

Длинный отчет о наших похождениях по Абхазии- 2004 1часть

Добрый день, всем кто решил почитать мой отчет!

Дорога.
Итак, начнем с самого начала. Уезжали мы 3 августа в 7-40 утра. Кто следил за событиями в Абхазии, тот помнит, что накануне произошла заварушка с этим танкером, пошли первые волны слухов и неразберихи. Все это я пропускала мимо ушей, так как остановить меня мог разве что встречный поезд. Родственники заранее начали причитать и прощаться с нами, взывать к моему благоразумию, особенно усердствовали родственники моего друга, который ехал со своим сыном от первого брака. Но вся ответственность за выбор места отдыха лежала на мне, соответственно и здоровье моих спутников (Леша, его сын Андрей, моя дочь Оксана, и собственно я сама). Уже в поезде Андрей стал спрашивать меня, не разорвет ли его в Абхазии миной «как того ребенка, которого разорвало в клочки, по телевизору показывали, там стреляют, убивают». С трудом я смогла объяснить ему, что это было давно, почти 11 лет назад и что теперь ему ничто не грозит. Едем мы себе, едем, никого не трогаем (до Адлера 43 часа езды на российском поезде), доезжаем до Горячего Ключа, время 9 вечера и тут началось… (Граждане засели перед телевизорами программу Время смотреть). Пошли звонки от близких и дальних родственников, друзей, знакомых и просто сочувствующих. «Там стреляют, убивают, топят, началась война» - самое безобидное из смысла этих звонков. Я хватаюсь за голову. Звоню самым проверенным друзьям, они рассказали про истерику Саакашвили, но сказали, что вроде показывали отдыхающих в Гагре, паники нет. (Эдик и Аня, спасибо вам!) Пришлось сбегать в вагон-ресторан, чтобы нервы успокоить и думалось лучше. Ехать в Сочи-Адлеры мне не хотелось катастрофически. Леша рассуждал иначе, «конечно сидя на диване дома легко говорить, что бояться там нечего, с нами дети» и т.д. и т.п. НО Я СМОГЛА УБЕДИТЬ ЕГО ЕХАТЬ ДО АДЛЕРА, ДОЖДАТЬСЯ УТРА (МЫ ПРИЕХАЛИ В 3 ЧАСА НОЧИ), ДОЕХАТЬ ДО ГРАНИЦЫ И САМИМ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ.

5 августа. Выходим мы из поезда и тут к нам подходят мужчина с женщиной, говорят, что из Абхазии, что они приехали нас встречать, что моя тетка, которая приехала тремя днями раньше остановилась у них, в Цандрыпше, ей очень нравится. Аршак и Аза (армяне) успокоили нас, что в Абхазии все спокойно и мы решили ехать (Если уж моя тетка шестидесятивосьми лет, которую я агитировала ехать в Абхазию, не побоялась, то уж нам просто стыдно).

Граница.
До казачьего рынка мы доехали на маршрутке за 30 рублей с человека, ехали минут 15-20.
Вышли, идем, на улице темень, пустой рынок, какие то личности во мраке выгружают машину неизвестно с чем, жуть полная, готовая декорация для финальной сцены фильма ужасов. Дети начинают хныкать: «Мы боимся, мы не хотим», короче на нервах играют. Прошли рынок, начался коридор, где-то 1-1,5 км, там, в темноте ни души, мрак, иду и думаю: «Куда иду, в какую сторону, бедные дети». Аза сумку помогает тащить, успокаивает, а мысли лезут и лезут. Но вот, наконец, появился пропускной пункт, народу никого, правда потом за нами подтянулась группа молодых людей нетрадиционной ориентации, человек шесть, работает одно окошко, достали документы, приветливая пограничница, если так можно выразиться, взяла паспорта, свидетельства о рождении детей, никаких доверенностей смотреть ни стала. Прошли мост через реку Псоу. На абхазской стороне пограничник, который до этого мирно спал сидя на стуле, вежливо попросил наши паспорта, смотреть свидетельства о рождении детей отказался совсем. Пожелал приятного отдыха в Абхазии. Кстати, ни разу больше (границу туда и обратно мы пересекали 4 раз) ни на российской, ни на абхазской стороне доверенность/согласие от второго родителя не спрашивали, может эта доверенность необходима только для теток-бабушек, утверждать не буду. Кроме того, на Абхазской стороне документы спрашивали еще только 1 раз, когда мы уезжали в шесть часов утра. Все. Ни разу не возникло никаких проблем с пересечением границы, мы ездили на рынок, в дельфинарий в Адлере, ходили туда-сюда, как будто границы и нет. Наверное, повезло.
Цандрыпш.

Таким образом, мы пересекли границу. Подойдя к остановке, Аза договорилась с частником, и он повез нас всех за 100 рублей до Цанрыпша. Ехать там минут 15-20. Короче учитывая время суток, доехали мы практически даром. Конечно, для неподготовленного туриста ночное путешествие по Псоу и Цанрыпшу может оставить тягостные впечатления. Едем, на улице темень, только свет фар высвечивает пустые глазницы окон заброшенных домов. Опять думаю, куда я еду. С «центральной» улицы Цандрыпша (называется Октябрьская) свернули налево на улицу Лаабстинскую. Что странно, на этой улице были фонари, как выяснилось позже, жильцы этой улицы решили самостоятельно установить освещение для удобства отдыхающих и своего, конечно, тоже. На улице рядом стоят жилые дома, рядом с ними брошенные грузинские дома. Наш дом оказался очень уютным, рядом тоже стоит брошенный грузинский дом, но он как-то не бросается в глаза. В саду много цветов, все ухожено, на душе сразу стало легче. Комната, только после ремонта, светлые обои, на полу линолеум, уютно, в общем, имела отдельный вход. Три полутора спальных кровати, две сдвинуты, одна отдельно, тумбочка, стул. Мы подумали, что места хватит нам вполне, и решили остаться. Дети успокоились, тетка от радости чуть не плачет, (она жила в комнате с другой стороны дома), мы тоже. Аза тут же накрыла стол, принесла вина, недолго посидел и пошли спать. Утром проснулись в 9 часов и пошли на море. Пейзаж там потрясающий. Кавказский хребет с ледниками приближается к морю, (в Гагре он ближе всего), аккуратные дома, сады, через пару дней мы заброшенные дома уже просто не замечали. До пляжа 300 метров. На пляже народу практически никого, даже жутко стало. Как потом рассказывала наша хозяйка, Аза, в эти дни, когда людям на вокзале в Адлере предлагали отдых в Абхазии, те вертели пальцем у виска и спрашивали: «Вы что, телевизор в Абхазии не смотрите? У вас стреляют, а вы отдыхать зовете!» В одну сторону метрах в пятидесяти загорают, в другую сторону метрах в ста.

Море, что удивило, было кристально чистым, хотя где-то на форуме читала, что море там грязное. Дети были счастливы бесконечно, потом они сами ходили на пляж (детям 8 и 10 лет), только в воду без нас я им заходить не разрешала. Позагорали, поплавали и пошли на разведку, изучать поселок Цандрыпш. В поселке имеются кафе, апацхи, дискотека «Самсун» (это что-то с чем-то, кавказский колорит – через край), аптека, маленькие магазинчики, почта, санаторий «Донской табак», ж/д вокзал, рынок (работает в четверг и в воскресенье, ходить нужно к шести утра, так как позже все скупают перекупщики и цены взлетают вверх), два кладбища (как выразился Андрей «Почему у них такая роскошь на кладбище?», Цанрыпшский храм шестого века и конечно, неповторимая природа Кавказа.

Меня могут закидать тухлыми яйцами поклонники Сочей и Адлеров, сама два года ездила в Лазаревское, но такого моря, таких гор, нет нигде в Краснодарском крае.

Курьез по поводу Цандрыпшского храма. Тетка спрашивает у Азы, что это за разрушенный дом около кладбища, наверное, во время войны разбомбили, там говорит, могила рядом, наверное хозяин погиб, та не въезжает, говорит, да нет этот мужик сам умер, болел. Про разрушенный дом, вообще не догоняет. Идем мимо, и тут до меня доходит, что это они про храм говорили, я чуть со смеху не умерла, сразу вспомнила Михаила «А часовню тоже я развалил?. Нет это было до вас, в шестом веке.»

По улочкам Цандрыпша ходят мини-коровы разных расцветок, в общем, деревня. Утром петухи поют, когда солнце поднимается из-за гор, кажется, что на вершинах раскаленная плазма, красиво до безумия.
О продуктах. Все дорого. Мы ездили за продуктами и фруктами на казачий рынок, на такси – 50 рублей, на маршрутке – 10 рублей с человека. Ехать днем 5-10 минут. Зелень, помидоры, баклажаны нам давала хозяйка.
Продавать ей неудобно, как она сказала. Груши, яблоки всегда на столе. Шашлык в кафешках – 30 руб/100 г. Два раза делали шашлык с хозяевами.

Мясо покупали в Веселом, окорок без костей – 97 рублей/кг, вырезка шейка – 120 рублей, окорочка куриные – 50 рублей. Цены для лета – смешные. Этот магазин находится за рынком, на трассе, там, где мелкооптовые магазинчики. Соседи продают хорошее полусухое виноградное вино, нам очень понравилось. Один раз взяли на рынке, такая отрава, выкинули. Чачу брали в «Нарте» в Гагре.

Чуть не забыла – жилье стоило нам 70 рублей с человека, дети – 35 рублей. Но вполне реально найти жилье за 50 р. прямо на берегу моря. Жалею тех, кто платил по 250 руб. в Адлере, что бы до моря добираться на маршрутке, стоять в пробках, наслаждаться шумом самолетов, вдыхать копоть от поездов, когда рядом Абхазия.

АДЛЕР. В Адлер ездили два раза, первый раз, шел ливень, и мы решили сводить детей в дельфинарий, мы были не одни такие умные, очередь была на 2,5 часа, билетов нам не досталось, пришлось брать на другой день и снова туда ехать. Билет 250 рублей, с рук предлагали по 500, через день, когда была хорошая погода, в кассу не было ни души, бедолаги-перекупщики пытались рассовать билеты чуть ли не дешевле собственной цены. Представление понравилось, хотя в прошлом году в Небуге представление было интереснее. Адлер ужасен…

ГАГРА.
В Гагру ездили много раз. Как я уже упоминала, дорога до Гагры занимает 15-20 минут. Дорога просто прекрасная. С одной стороны море, с другой «Гребешок» подступает вплотную к морю, никаких серпантинов и это меня несказанно радовало, т.к. моя дочь на серпантинах начинает неадекватно реагировать на каждый поворот всеми органами пищеварения. Единственный слабенький серпантин - на подъезде к Сухуму, называется «тещин язык». Вообще в Абхазии все, что не очень приятно любят называть «тещиным».

Гагра нам понравилась. Довольно широкий пляж, чистое море. Народу на пляже конечно больше, чем в Цандрыпше, но несравнимо меньше, чем в Сочи, Адлере и той же Лазаревсой. На пляже стандартный набор развлечений: бананы, водные мотоциклы, горки и т.д. Цены сочинские. Имеется аквапарк, как кто-то на форуме заметил, с двумя горками.
Супермаркет «Континент», «мы открылись!», поразил приятной кондиционированной прохладой и полупустыми полками. Поднимались пешком на объездную дорогу, к мосту. Вид от туда открывается замечательный, мыс Пицунда, как на ладони. Туда поднимались около городской Гагрской больницы, а спускались около санатория «Амра». Вообще-то мы хотели подняться на смотровую площадку Мамзышхи, но опрос местных жителей о ее местонахождении и способе добраться туда, ставил всех в тупик…
Очень понравилась старая Гагра. От нее так и веет колониализмом.

В «Амре» отдыхают такие типажи – прямо партийные боссы застойных времен. Ощущение нереальности преследует довольно долго. Поразил заброшенный торговый центр «Жоэквара». Д.О. «Нарт» очень понравился, особенно ее апацха, были там 3 (три) раза, НО НИКОГО С ФОРУМА НИ РАЗУ НЕ ВСТРЕТИЛИ! Очень жаль!

ВАЖНО. О поездках на частниках. Хочу рассказать об одном инциденте, который случился с нами в последний день, перед отъездом. Вечером, мы решили съездить в Гагру за сувенирами (как всегда все оставляем на последний момент) и отметить отъезд ужином в апацхе д.о «Нарт». Ужин удался, все было замечательно и меню и обслуживание, хотя народу было битком. Прикупили чачу, для угощения друзей и собрались в дорогу. Обычно из Гагр мы уезжали с частниками. Стоило это 100-150 руб. Но иногда водители, которые едут на Псоу, сами попутно берут пассажиров, это стоит 50 рублей. Останавливаем мы машину. Двое молодых армян, на вопрос, сколько стоит, отвечают – 50 рублей. Время десятый час, переспросив ДВА РАЗА, мы садимся. Всю дорогу удивляюсь такой дешевизне. Дети тут же засыпают. Доезжаем до батальона, просим остановить. И тут эти господа укладывают нас на повал: «С вас 500 рублей!». На наши возражения, что договаривались на 50 рублей, они говорят, что видимо мы ослышались, короче решили развести на как лохов (извините за жаргон). Замечу, однажды мы очень задержались в Новом Афоне, оттуда пришлось возвращаться на частнике, отдали 300 рублей (где Гагра и где Новый Афон). Поэтому, как бы, с ценами немного знакомы. В общем, мы не поддались – отдали 150 рублей и пошли. Возвращаясь позже 20.00, советую всем быть особенно внимательными.

Еще одно неприятное событие произошло, когда мы возвращались из Нового Афона, за 300 рублей. Отдали водителю 500 рублей, сдачи нет. Он заезжает на заправку (вполне цивилизованную), с нашей пятисоткой идет заправляться. Приходит без денег и говорит, что она фальшивая. Я вообще в трансе. Вот думаю, приплыли, не хватало нам только, что бы нас приняли за фальшивомонетчиков, перспектива ночевать в каком-нибудь местном обезьяннике нас не радовала совсем. Объясняю водителю, что эту пятисотку я привезла из самой России, где получила ее в качестве отпускных в СБ РФ. Он говорит, ничего не знаю, заправщица, говорит, что она фальшивая. Мой дорогой Алексей пошел к заправщице, которая затеяла всю эту смуту. Оказывается, ее смутило то, что купюра была влажная (в тот день, почти не переставая, лил дождь), и вообще у нее не работал прибор для определения подлинности купюр. Этот инцидент еще раз подтверждает правило – ездить в Абхазию только со 100-рублевыми купюрами. Мы тоже брали с собой 10000 руб. – сторублевками, но как назло именно в этот вечер они закончились, и пришлось начать разменивать пятисотки. Водитель узнал, подробно, у кого в Цанрыпше мы остановились, на случай если все-таки купюра окажется фальшивой. В принципе, мошенники могли легко поменять купюру, потому что номера купюр у нас не были переписаны. Хорошо, что у нас все обошлось, а так кинули бы нас легко на 800 рублей. Будьте бдительны.

Продолжение следует

Автор: zuzu
Отчет можно обсудить на нашем форуме.